Описание методологии исследования «Карта LegalTech 2024 в России»
Введение
Несмотря на достаточно давнюю историю определение LegalTech остается весьма дискуссионным. Традиционно под LegalTech понимается класс информационных продуктов, направленных на автоматизацию деятельности юристов или предоставления юридических услуг.
При этом широкое понимание класса продуктов включает в LegalTech неспециализированное ПО, которое потенциально может использоваться юристами, такие как общие системы электронного документооборота, хранения документов, системы кадрового и бухгалтерского сопровождения и даже офисное программное обеспечение.
Узкое понимание LegalTech базируется на том, что под этим термином понимается исключительно ПО для автоматизации юридической деятельности с выделением смежных направлений в отдельные классы информационных систем. При таком подходе в отдельные самостоятельные классы выделяются, в частности, LawTech и RegTech, нацеленные на решения для потребителей услуг и обеспечение соответствия компаний регулятивным требованиям соответственно. И безусловно «за бортом» остаются продукты, не имеющие явного фокуса на автоматизацию юридической деятельности.
Для целей составления текущей Карты LegalTech в России был принят промежуточный подход: мы принимали во внимание продукты, которые имеют основной фокус на юридической функции (вне зависимости он нацеленности на юристов или потребителей их услуг) с включением в карту пограничных направлений, на практике зачастую возлагаемых на юристов, так как управление рисками или регламентация работы с персональными данными.
В ходе исследования были выработаны ограничения для включения продуктов в Карту (см. Разделы 1 и 2 Описания), определены классы информационных систем в общей группе LegalTech-решений (Раздел 3), а также выработаны подходы для классификации универсальных информационных систем (Раздел 4).
Безусловно у нас нет возможности отразить все продукты LegalTech на карте в связи с наличием по ряду классов большого количества схожих по функционалу информационных систем, а также в связи с ограниченностью ресурсов на проведение исследования.
За основу была взята «Карта Legal Tech России», разработанная PwC (Russia) и Infotropic Media в 2017 году.
1. Какие продукты принимались к исследованию
К рассмотрению в исследовании принимались продукты, которые по состоянию на дату проверки присутствовали на российском рынке (были доступны для использования, приобретения, в том числе на условиях лицензирования).
Под доступностью в исследовании понималось:
(а) продукт присутствует на российском рынке, может легально использоваться, приобретаться, лицензироваться и доступен без неоправданных сложностей;
(б) продукт описан в сети Интернет в общем (открытом) доступе;
(в) при проведении исследования нам удалось связаться с продавцом (поставщиком) продукта по имеющимся в сети контактным данным.
В исследовании также рассматривались продукты, которые рассчитаны исключительно на ограниченный круг участников (как правило объединенных в квази-корпорацию). В число таких продуктов попали Единая информационная система нотариата, Комплексная информационная система адвокатуры и ряд других.
2. Какие продукты не рассматривались в исследовании
В исследовании не рассматривались продукты, которые по приведенному выше определению попадают в класс LegalTech, однако являются скорее инфраструктурой рынка LegalTech, хотя и имеют отдельные сервисы для рынка. В этой связи в исследовании не рассматривались государственные сервисы правовой информации, информационные системы судов, сервисы ФНС, ФССП, Федресурс, Госуслуги и его отдельные сервисы и некоторые другие.
В исследовании не рассматривались продукты, которые потенциально могут использоваться в юридической деятельности, однако не имеют четкого фокуса на автоматизацию (цифровизацию) работы юриста или предоставления юридических услуг, в том числе если они являются основой для LegalTech-продуктов. К числу таких продуктов относятся, в частности, офисные пакеты, системы общего назначения (например, 1С, Битрикс24) системы юридически значимого электронного документооборота (как правило используются для обмена счетами, актами, счетами-фактурами), сервисы создания электронной подписи и машиночитаемых доверенностей, add-on и плагины для офисных пакетов и ряд других.
Также в исследовании не рассматривались стартапы в области LegalTech, т.е. продукты, обозначающие скорый выход на рынок, имеющие статус альфа-, бета-версий продукта.
3. Классы (типы) продуктов
В исследовании рассматривались продукты, как традиционно относимые к LegalTech, так и к RegTech.
По обоим группам были выделены следующие классы (типы) систем:
Документооборот
- Внутренний / внешний
Договорная работа
- Конструктор документов
- Согласование договоров
- Анализ договоров
- Хранение и контроль исполнения
Претензионно-исковая работа
Поиск и анализ юридической информации
- Справочные правовые системы
- Предиктивная аналитика
Управление знаниями
Управление юридической фирмой / юридическим департаментом
Учет времени / биллинг
Управление взаимоотношениями с клиентами
Управление задачами
Управление проектами
Совместная работа юристов
Комплаенс / управление рисками
Защита персональных / конфиденциальных данных
Управление интеллектуальной собственностью
Юридические сервисы онлайн
Прочие решения
4. Отнесение продукта к классу
Ряд продуктов, рассмотренных в исследовании, могут быть отнесены более чем к одному типу (классу). В этом случае для классификации продукта использовалось преобладающее или декларируемое продавцом ключевое свойство продукта.